Блог Самадхи

Разъяснение терминов

Интересующихся йогой зачастую останавливает обильное количество узкоспециальных терминов, которыми так богата эта область знаний. Человек, непривычный к изобилующим труднопроизносимыми словами текстам, начинает в них «плавать», пугается кажущейся сложности и бросает это занятие, полагая его бесполезным. Давайте же вместе разберем, что значат все эти непонятные «асаны», «пранаямы» и «самадхи».

Что же означает само понятие «йога»? В переводе с древнеиндийского языка санскрит это означает «обуздание», «связь», «соединение». Но возникает вопрос – что с чем соединяется? Ответ на него можно найти в книге основоположника философии йоги, древнеиндийского мудреца Патанджали. В своем трактате «Йога-сутры» он писал: «Йога – обуздание волнений, присущих уму». Практикующий йогу (его обычно называют йог или йогин), стремится к единению тела, ума и духа.

Патанджали основал систему классической системы раджа-йоги или «царской йоги». Она служит для достижения контроля ума над телом и достижения внутренней свободы. Поскольку разум считается «царем» человеческого тела, потому и раджа-йога именуется «царской», а не потому, что ее практиковали исключительно цари. Раджа-йога состоит из восьми ступеней, поэтому ее также называют «восьмиступенчатой» или аштанга-йогой.

Первые четыре ступени больше влияют на тело человека: ступень «яма» учит взаимодействовать с окружающей средой; ступень «нияма» учит, как вести себя с внутренней средой; «асана» объединяет ум и тело при помощи физических упражнений, а «пранаяма» учит контролю над жизненной энергией при помощи дыхательных упражнений.

Высшие четыре ступени относятся к медитативным практикам: ступень «пратьяхара» направлена на отвлечение чувств от объектов внешнего мира и погружение в себя; «дхарана» тренирует сосредоточенность и контроль внимания; «дхьяна» учит внутренней медитации, которая постепенно ведет к последней ступени раджа-йоги – «самадхи». Это и есть просветление. Иными словами, умиротворенное сверхсознание и осознание своей истинной природы и своего предназначения.

Но пока до просветления еще далеко, давайте начнем с самого начала, с первых четырех ступеней, которые и образуют наиболее распространенную за пределами Индии хатха-йогу. О ней мы поговорим в следующий раз.

 

 

Поделиться

Оставить комментарий